наркомань и мимимишность(с)
Прочла "Левую руку тьмы" Урсулы ле Гуин. И знаете - не понравилось =(

Для тех, кто не читал: описывается прибытие посланника союза человечества, такого почти Прогрессора, на планету Геттен, где обитает специфическое местное население. Геттиане, хоть и являются ветвью человечества, большую часть жизни не имеют пола, и как следствие - гендерных стереотипов и всего связанного с ними социального багажа. Примерно раз в месяц, во время "брачного периода" - кеммера - геттиане объединяются в пары, и в результате происходящих в их телах процессов один из пары становится условной женщиной, а второй - условным мужчиной. Если в процессе кемера происходит зачатие, "женщина" остается таковой во время беременности и вскармливания, а затем возвращается к бесполости до следующего кеммера. Лучшее описание всего этого в книге звучит как "мать троих детей легко может оказаться отцом трех других"
Книга рассказывает о попытках посланца от нас, обычных человеков, адаптироваться в этом странном обществе и уговорить разные нации геттиан присоединиться к Эйкумене, союзу человеческих миров.
Вот у меня двойственное впечатление. С одной стороны книга совершенно потрясающая, и в смысле созданного та мира, и в том, как написана. А для читателей 69-ого года наверное вообще была взрывом мозга.
Но. Что-то мне в этом во всем не нравится. много ля-ля
На самом деле я вот пишу, а мысль проскальзывает - зачем я ругаю эту прекрасную книгу? Чего придираюсь? Не могу объяснить =( Просто текст оставил ощущение неудовлетворенности, какого-то даже раздражения, что ли. Я искренне не могу понять, в чем, гм, трагедия. Чего они все?.. В "Слово для леса и мира одно" и "Мире Роканонна" мне понятная драматичность судеб героев, и что она должна показать и рассказать. А тут непонятно. Более того, есть ощущение, что автор пытался сыграть не на своем поле. Ну или читатель, то есть я, такой тупик

Для тех, кто не читал: описывается прибытие посланника союза человечества, такого почти Прогрессора, на планету Геттен, где обитает специфическое местное население. Геттиане, хоть и являются ветвью человечества, большую часть жизни не имеют пола, и как следствие - гендерных стереотипов и всего связанного с ними социального багажа. Примерно раз в месяц, во время "брачного периода" - кеммера - геттиане объединяются в пары, и в результате происходящих в их телах процессов один из пары становится условной женщиной, а второй - условным мужчиной. Если в процессе кемера происходит зачатие, "женщина" остается таковой во время беременности и вскармливания, а затем возвращается к бесполости до следующего кеммера. Лучшее описание всего этого в книге звучит как "мать троих детей легко может оказаться отцом трех других"

Вот у меня двойственное впечатление. С одной стороны книга совершенно потрясающая, и в смысле созданного та мира, и в том, как написана. А для читателей 69-ого года наверное вообще была взрывом мозга.
Но. Что-то мне в этом во всем не нравится. много ля-ля
На самом деле я вот пишу, а мысль проскальзывает - зачем я ругаю эту прекрасную книгу? Чего придираюсь? Не могу объяснить =( Просто текст оставил ощущение неудовлетворенности, какого-то даже раздражения, что ли. Я искренне не могу понять, в чем, гм, трагедия. Чего они все?.. В "Слово для леса и мира одно" и "Мире Роканонна" мне понятная драматичность судеб героев, и что она должна показать и рассказать. А тут непонятно. Более того, есть ощущение, что автор пытался сыграть не на своем поле. Ну или читатель, то есть я, такой тупик

И именно что "текст оставил ощущение неудовлетворенности, какого-то даже раздражения". И ощущение, что столько всего не правильно, не так, а как - не знаю!
культура геттиан, по мнению самого Посланца, является менее зацикленной на сексуальности, чем человеческая двуполая. А по ходу книги наоборот создается впечатление, что она как раз более зациклена.
Про саму культуру мне лично осталось много чего совершенно не понятно. А вот Посланец этот зациклен со страшной силой. И по-моему, только некие не вполне высказанные в книге идеи автора помешали ему такие расслабится и таки наконец удовлетворить эту зацикленность и успокоиться.
перечитать книгу что ли?..
зачем я ругаю эту прекрасную книгу?
Ха, ругать прекрасную книгу - это нормально
О, ты права наверное )) Чем глубже цепляет, тем сильнее хочется обсудить, понять, разобраться в том, что не понравилось и понравилось.
хоть, каюсь, "Левая рука" - единственная ее книга, которую я дочла до конца. "Мир Роканнона" не осилила вообще, остальное - где-то наполовину
Я вот ниасилила "Волшебника Зеноморья", после ее НФ-книг он очень скучным показался. А "Мир Роканонна" специфический... он еще более размеренный и неторопливый, чем "Левая рука...", нужно очень сильно в его настроение попасть, чтоб дочитать.
Однако, сейчас подумала - ты права, подборка иллюстрирующих "неакцентированную" культуру историй должна быть иная, вообще лишенная любовной темы. Но там что ни сюжет - то трагическая история любви.
Да. Причем очень явно звучит тема социального запрета на любовь. Она не явно проступает, но все время где-то есть - этим не дали быть вместе, потому что они Ромео и Джульетта, вражда семей и все такое; тем не дали, потому что кровосешение, и т.д. Комьюнити во всех историях выступает против отношений влюбленных. Кроме, разве что, истории с предсказателями - но там сами влюбленные успешно справились с убиением себя, и без всякого вмешательства извне.
Это все похоже на какое-нибудь японское творчечство, "Пять женщин, предавшихся любви" и в этом духе. Но при этом нам не показано, какая культурная традиция ведет к этому. Более того - исходя из того, что показано, все вроде как должно быть наоборот.
Lestat-Loyso, Про саму культуру мне лично осталось много чего совершенно не понятно. А вот Посланец этот зациклен со страшной силой. И по-моему, только некие не вполне высказанные в книге идеи автора помешали ему такие расслабится и таки наконец удовлетворить эту зацикленность и успокоиться.
Мне, кстати, про культуру геттиан понятно почти все, кроме того, о чем я пишу в посте.
Посланец зациклен, да. И я думаю причина простая - он по книге из будущего, но на самом деле вполне себе чувак из 69-ого года, когда писалась эта книга. Уже сейчас, 40 лет спустя, на многое сотрят иначе, в том числе проще. А для него проблема "тетеньки это не тетеньки, дяденьки это не дяденьки" была действительно остра. И свою симпатию к теньке-не-тетеньке-дяденьке-не-дяденьке он никак не мог осмыслить и пережить. Такие дела.
Так что мне просто подумалось - это же здесь была легенда про дом из трупов братьев? Значит у них в этом мире все любовные истории канонически трагичны, раз началось все с такого))
Странно, а для меня это одна из самых законченных и непротиворечивых ее вещей.
1 - Эстравен умирает по своему выбору (как личность мира) и общему мифологическому рисунку (как персонаж книги), Могиен... просто как npc.
Идея, что там есть зацикленность на сексуальности, меня удивила. Вот зацикленность на обсуждении вопросов гендера присутствует, но еще бы, это одна из идей, вокруг которых строился Гетен.
А еще интересно, неужели более поздние вещи Ле Гуин никто не читает?..
Могиен умирает, так как он суть жертва, которую должен принести Роканнон ради достижения цели. К тому же он умирает по своему выбору и осмысленно, защищая друга и старшего товарища.
А вот Харт самоубился, когда цель была фактически достигнута. Причем, судя по всему, из-за мнимой вины, с которой прожил 20 лет.
и общему мифологическому рисунку
В том-то и дело. Да, мифологический рисунок предполагает трагическую жертву в конце, потому что все мифологемы в этой книги трагичны. Но мы как раз и обсуждаем, что непонятно, почему культура Геттена родила именно такие мифы.
"мифологический рисунок предполагает трагическую жертву в конце" - ну, это вполне конкретный рисунок. Он встретил своего брата и отдал спорные земли.
Грубо говоря, если бы Харт не самоубился - король не принял бы эйкумену.
Почему?
ну, это вполне конкретный рисунок. Он встретил своего брата и отдал спорные земли.
Взрослый человек, с устойчивой психикой, многого достигший в жизни, убивается из-за произошедшей 20 лет назад трагедии, о которой мы даже доподлинно не знаем, была ли в ней его вина. Это странно. И общий драматизм завязанных на любви и сексуальности мифов этого общества тоже странен и непонятен.
это очевидно. Но это судьба Роканнона.
Да, но таким образом смерть Могиена имеет смысл в контексте всей книги. "Как нпс" обычно умирают ради вышибания слезы у читателя, и все.
Потому что "все на свете имеет свою цену", а замковый камень укрепляют кровью. Это не логика "реализма", это логика мира. Ее можно не принимать и не любить, но выписана она безупречно.
Закономерность цены здесь, конечно, самый верхний слой, для более глубоких мне нужно перечитывать книгу.
"Взрослый человек, с устойчивой психикой, многого достигший в жизни, убивается из-за произошедшей 20 лет назад трагедии, о которой мы даже доподлинно не знаем, была ли в ней его вина."
Ну, если очень хочется плодить псевдопсихологические подоплеки - он только что пережил повторное столкновение с этой трагедией, а судя по некоторым репликам по ходу книги, она и без того была достаточно актуальна.
Да, но таким образом смерть Могиена имеет смысл в контексте всей книги.
Только в судьбе самого Могиена этому предпосылок нет. То же и с Дурхалом, кстати.
Обоим просто не повезло оказаться самым дорогим для главного героя