наркомань и мимимишность(с)
*со вздохом* Меня посетила дайри-муза, и сразу появилось желание написать несколько рассуждательных постов на "вечные" темы
Значит, готовьтесь все к флуду, а я буду думу тяжкую думать...
Очередность написания постов такая:
1. Этот. Про литературу в общем и сетературу в частности.
2. Перменка - постик с очередными креативами по АнК и мому фику
3. Пост о литературе и ролевых играх.
4. Это, скорее всего, завтра - выполнение всех "долгов" по дискуссиям и очередной маленький Динкин секрет
Итак, о чем мне очень, прямо-таки нереально сильно, захотелось сказать... Вот вы обращали внимание, что практически на каждом литературном или окололитературном форуме рано или поздно возникает опрос из серии "Что для вас важнее всего в тексте?..". И варианты ответа: сюжет, персонажи, идеи, язык...
Собственно, в самом факте наличия таких опросов ничего странного нет. Странно мне другое - почему огромное количество людей, в том числе авторов или очень серьезных читателей, выводят на первое место язык и хорошо если вообще упоминают о содержании?..
Вот не могу я этого понять. Никак. Я знаю, насколько важен в произведении язык - можете меня стукнуть, если я скажу, что не важен - но при этом я никогда не забываю, что язык это инструмент, который автор использует, чтобы раскрыть свою оригинальную идею, обыграть мысль или передать сложную гамму чувств. Я не хочу думать, что инструмент в конечном счете становится самоцелью - что человек думает уже не о том, что написать - да хоть что! - а исключительно о том, как это сделать.читать дальше

Очередность написания постов такая:
1. Этот. Про литературу в общем и сетературу в частности.
2. Перменка - постик с очередными креативами по АнК и мому фику

3. Пост о литературе и ролевых играх.
4. Это, скорее всего, завтра - выполнение всех "долгов" по дискуссиям и очередной маленький Динкин секрет

Итак, о чем мне очень, прямо-таки нереально сильно, захотелось сказать... Вот вы обращали внимание, что практически на каждом литературном или окололитературном форуме рано или поздно возникает опрос из серии "Что для вас важнее всего в тексте?..". И варианты ответа: сюжет, персонажи, идеи, язык...
Собственно, в самом факте наличия таких опросов ничего странного нет. Странно мне другое - почему огромное количество людей, в том числе авторов или очень серьезных читателей, выводят на первое место язык и хорошо если вообще упоминают о содержании?..
Вот не могу я этого понять. Никак. Я знаю, насколько важен в произведении язык - можете меня стукнуть, если я скажу, что не важен - но при этом я никогда не забываю, что язык это инструмент, который автор использует, чтобы раскрыть свою оригинальную идею, обыграть мысль или передать сложную гамму чувств. Я не хочу думать, что инструмент в конечном счете становится самоцелью - что человек думает уже не о том, что написать - да хоть что! - а исключительно о том, как это сделать.читать дальше
Я имела ввиду временной прогресс. Одно произведение - на троечку, второе - уже гораздо лучше, и т.д.
К тому же содержание от формы не на 100% зависит. Форма, скажем так, может сместить акценты, но вот поменять суть - в исключительных случаях.
А читатели... ну, как повезет
так вот, начал я читать... Про эти рассказы мне было известно только, что они понравились Твардовскому. Ну у нас с Твардовским вкусы разные.
Кто-то, сейчас уже не помню кто, выразился грубовато, но верно: писать надо жрабельно. А эту жрабельность на 70-80% делают стиль и язык. И в фанфикшене эта проблема стоит особо остро. Почему? Потому что вариации сюжета хоть как-то, но заранее ограничены. К моменту прихода нового автора основные направления (встреча, расставание, жили-долго-и-счастливо/недолго-но-насыщенно, просто полежали и пошли, философские и лирические измышления героев, всевозможные пейринги) чаще всего благополучно прописаны. Посему даже самый бедный на выдумку сюжета, но талантливый стилист выплывет и, скорее всего, таки приобретет свою популярность. Да, он будет просто передулывать и "перекрашивать" уже сказанное. Но он будет это делать вкусно! А уж если присоединит кроссовер, так и вообще "следа" не найдешь.
Другое дело, если с придумкой хорошо, а язык плох. Эту придумку бОльшая часть просто не поймет, ибо завязнет в первых двух абзацах, и хорошо, если прочитает еще и концовку и кусок из середины. А уж если у начинающего криэйтора еще и тяга к большим размерам... Тут дело вообще труба. Поможет только своевременное появление соавтора-стилиста.
А наработка стиля - дело довольно долгое. Тем паче - наработка его вариаций.
Что касается меня, так я вообще не очень верю в "объективное" мнение о произведениях искусства.
Есть только три мнения - моя ИМХА, Имха того парня и Имха исторического большинства %)) Третью я по-своему уважаю, иногда - на нее ориентируюсь, но если она вступает в резкое противоречие с личной имхой, то уравнивается в правах с имхой того парня
Санита ну, во-первых, "жрабельность" - это все-таки не язык и не стиль
Во-вторых... ну, если все остальное что ты пишешь - правда, то я вроде как нашла ответ на вопрос, почему я никак не могу вписаться в реальность фэндома.
Вот как-то так...
И, мяфф, мну не претендует на то, что пишет правду. Это всего лишь моя имха. (А ты знаешь моё особое пристрастие к стилю и языку). Для меня сюжет вторичен только лишь потому, что возможные ходы так и так известны или угадываемы. Да что фанфикшн... В книгах я теперь тоже предпочитаю "закрученности" вкусность изложения. А уж если имеются интересные авторские отступления, и при этом повествование не занудно...
Санита а я под "содержанием" отнюдь не сюжет и закрученность имела ввиду. А идеи, мысли, необычную трактовку характеров, или, напротив, очень глубокую прорисовку чувств. Как раз к этому Анк располагает - там много недосказанного и несколько очень ярких второстепенных героев, о которых мало что известно
ИМХО - мое, махровое, как гвоздика - что содержание в таких случаях не упоминают по умолчанию. Просто потому, что у нормальных людей не укладывается в голове, что можно писать ни о чем, хотя они не раз видели образчики подобного "творчества". текст без содержания - это такой всадник-без-головы, а всадники-без-головы все-таки самостоятельно не живут и даже не передвигаются. Так что о содержании не говорят, ИМХО, просто по умолчанию, предполагается, что оно там есть всегда.
Вопрос второй - а что считать содержанием и новым поворотом или новой идеей. Идеи ведь может быть разные. Это может быть какой-то социальный вопрос (или ответ). Это может быть оригинальный сюжетный ход. А может быть какой-то оттенок чувств. Или еще что-нибудь. В конце концов, вот у Дика Френсиса в каждой книжке лошади есть - ну хоть в виде картины с изображением лошади в художественной галерее. И что? А ничего - канва та же, нитки те же, но вышивки все равно разные и красивые. Так что новизна новизне рознь. И тот, кто ориентрован, скажем, на социалку, не оценит оттенки чувств, а тот, кому важны чувства и отношения, не заметит социального содержания. Это я немного утриру, но общий смысл примерно такой.
Это про содержание, ща про язык вякну. )))
Зато я не так давно на личном опыте поняла другое. Плохой язык - это всегда нечеткость мыслей.
Редактировали мы тут с Сергеем некий текст для придания ему вида, в котором оно может напечататься. (Успокойтесь - ЭТО печататься не будет!!!).Текст был... зашибись. Фразочки типа "допустим, он допустил ошибку" - на каждом шагу. Вперемешку с чернушными псевдоавангардными метафорами. Мы изнемогали. Разговор с автором по телефону выглядел примерно так: "Что значит - первая листва была цветом как вываренное рыбье мясо?! Ты ГДЕ видел листья такого цвета? И для чего тебе именно в этом месте текста надо внушать читателю реакцию отвращения?!" "А я не помню, о чем я думал, когда это писал, можете убрать..."
Уффф...
так вот - когда мы убрали фигню и привели фразы из скорченного состояния в нормальное (при этом маскимально сохраняя стилистику автора!!!), обнаружилась страшная вещь. Обнаружилось, что ситуаций этого сюжета попросту НЕТ. Потому что ЭТИ герои не могут говорить ЭТИХ слов и совершать ЭТИХ поступков. И это не ИМХА - опять же беседы с автором: "Почему это герой сказал вот это?!" "Ну как же - он хотел, чтобы то-то и то-то!" "Зашибись... а теперь скажи ради всего святого - каким образом человек с таким характером и такой биографией может этого хотеть ВООБЩЕ?!" "Ох... да, вы правы, не может... ну я переделаю..."
И так до бесконечности.
Полное недержание характеров... как следствие - расползание основной мысли... абсолютное несоответствие характеров стране и эпохе... в общем... в общем, кончилось это все ничем.
И вот после этой страшной, нервотрепной, выматывающей редактуры я и поняла, до какой степени язык связан с содержанием и идеей.
Да - язык может быть бедным или корявым. Он может быть вздрюченным или пафосным. Он может быть перегружен метафорами до безобразия. Он может быть даже матерным. Главное, чтобы автор им владел, и владел адекватно.Потому что тот, кто не владеет языком, не владеет инструментом собственной мысли. Может, она и была оригинальна. Но... не очень верю. Мыслим мы все-таки посредством языка. И владея языком на уровне перлов "Проды", промыслить действительно ценную мысль - это примерно как шить без иглы, резать без ножа и ножниц и так далее.
Безусловно, это опять же моя махровая ИМХА. Но - выстраданная на личном опыте! )))
Аплодирую стоя.
А что для вас составляет основу АнК? Да еще идейную?
Ela Просто потому, что у нормальных людей не укладывается в голове, что можно писать ни о чем, хотя они не раз видели образчики подобного "творчества". Точно!
Эрл Грей А что для вас составляет основу АнК? Да еще идейную? Да на эту тему можно философский трактат написать! %))))))
Ыыыых... Ни наю
Впрочем, я, пожалуй, не ошибусь если скажу, что главная идея АнК - это Любовь, как чувство, преодолевающее любые преграды и препятствия - даже те, которые живут у нас в головах. И в этом смысле АнК радикально отличается от, скажем, "Ромео и джульетты". В РиДж главный посыл: "В мире есть любовь, но мир этот так жесток, что все равно ее погубит". В АнК посыл просто "Любовь - ЕСТЬ!". Или даже "Любовь - есть. Но мир, в котором она есть - жестокая кровавая беспросветная мясорубка, которая все перемолет. Но если Любовь - есть, то ей, в общем, и это нипочем"
Это, пожалуй, главное... хотя и не единственное, нет
Да, пожалуй, можно согласиться с этой идеей - как одной из многих. Только я бы ее трансформировал слегка. Не "любовь есть", а "чувства есть".