наркомань и мимимишность(с)
...мы себе тут устроили с братом.
В общем. Имеется космическая станция, формально являющаяся независимым государством. Население станции составляет примерно 1500 человек, но из них большая часть - экипажи кораблей, из которых одномоментно на станции присутствует в лучшем случае треть, ну изредка - половина.
Собсно мы тут спорили о двух вопросах.
Вопрос первый - алкоголь. Мы немного разошлись во мнениях с братом на тему того, как с этим дело будет обстоять на борту станции.
Я считаю так: из-за высокой рисковости проживания в их условиях обстановка там должна быть приближена к армии. Дисциплина - наше все. Употребление каких бы то ни было сильно влияющих на моск веществ - строго регламентировано и сведено до минимума. За обнаружение пьяным на рабочем месте - естественно, немедленный секирбашка. В нерабочее время, скорее всего, употребление веществ ограничено по месту, времени и количеству принимающих участие человек. То есть такого явления как вечер пятницы, когда окончание рабочей недели бурно отмечает каждый второй, там в принципе быть не должно. Потому что любое ЧП в ситуации, когда в замкнутом пространстве находится три-четыре сотни принявших на душу человек и только сотня адекватных (дежурная смена), может привести к экстерминатусу всей станции. Ну или по крайней мере к очень серьезным последствиям.
Брат же считает наоборот - что поскольку у них там работа и жизнь очень стрессовая, разумное руководство должно давать людям как можно больше каналов расслабления. Отработала смена - дружно двинула в станционную таверну отдыхать и радоваться жизни путем просмотра матчей по хоккею в невесомости и принятия пивасика =)
Я конечно склоняюсь к своему варианту, но зерно истины вижу и в словах брата
Вопрос второй - Экономика. Я тут вообще весь моск сломала.
Суть в чем. Основным источником дохода является деятельность кораблей - они выполняют грузоперевозки и разную другую работу для сторонних клиентов, получая от них плату в иностранной валюте. Из этой платы выдается зп экипажам кораблей, остальное идет в бюджет станции. На станции царит просветленный коммунизм: всем ее жителям руководство обеспечивает питание, жилплощадь, базовый набор всяких благ типа персонального компьютера и средств связи. Собственно затык возникает, когда встает вопрос о внутреннем обмене / внутренней валюте, даже по боьшому счету - экономических отношениях между экипажами кораблей и персоналом станции. Мы продумывали несколько вариантов: с натуральным обменом, обменом "человекочасами", с зарплатой (тоже в иностранной валюте), которую руководство станции платит персоналу станции наравне с пилотами. Но. К примеру при последнем варианте, хоть он и кажется самым логичным на первый взгляд, возникает сильнейшее неравенство между экипажами кораблей и персоналом станции. Так как базовым набором благ обеспечены все, главным объектом экономического обмена становятся предметы роскоши и прочие ништяки извне, с планет и других станций. А доступ к ним имеют только экипажи. Получается, что в конечном счете вся находящаяся в свободном обращении валюта все равно будет уходить экипажам, и они получат неограниченные возможности для спекуляции, торговли привезенными извне ништяками, и вообще. Вопрос - как решило бы вопрос с экономикой и прочими мерами наше просветленное руководство станции, если б хотело максимально разрыв между экипажами и станционным персоналом сократить? *чувствую на себе все тяготы юного строителя коммунизма* ))
В общем. Имеется космическая станция, формально являющаяся независимым государством. Население станции составляет примерно 1500 человек, но из них большая часть - экипажи кораблей, из которых одномоментно на станции присутствует в лучшем случае треть, ну изредка - половина.
Собсно мы тут спорили о двух вопросах.
Вопрос первый - алкоголь. Мы немного разошлись во мнениях с братом на тему того, как с этим дело будет обстоять на борту станции.
Я считаю так: из-за высокой рисковости проживания в их условиях обстановка там должна быть приближена к армии. Дисциплина - наше все. Употребление каких бы то ни было сильно влияющих на моск веществ - строго регламентировано и сведено до минимума. За обнаружение пьяным на рабочем месте - естественно, немедленный секирбашка. В нерабочее время, скорее всего, употребление веществ ограничено по месту, времени и количеству принимающих участие человек. То есть такого явления как вечер пятницы, когда окончание рабочей недели бурно отмечает каждый второй, там в принципе быть не должно. Потому что любое ЧП в ситуации, когда в замкнутом пространстве находится три-четыре сотни принявших на душу человек и только сотня адекватных (дежурная смена), может привести к экстерминатусу всей станции. Ну или по крайней мере к очень серьезным последствиям.
Брат же считает наоборот - что поскольку у них там работа и жизнь очень стрессовая, разумное руководство должно давать людям как можно больше каналов расслабления. Отработала смена - дружно двинула в станционную таверну отдыхать и радоваться жизни путем просмотра матчей по хоккею в невесомости и принятия пивасика =)
Я конечно склоняюсь к своему варианту, но зерно истины вижу и в словах брата

Вопрос второй - Экономика. Я тут вообще весь моск сломала.
Суть в чем. Основным источником дохода является деятельность кораблей - они выполняют грузоперевозки и разную другую работу для сторонних клиентов, получая от них плату в иностранной валюте. Из этой платы выдается зп экипажам кораблей, остальное идет в бюджет станции. На станции царит просветленный коммунизм: всем ее жителям руководство обеспечивает питание, жилплощадь, базовый набор всяких благ типа персонального компьютера и средств связи. Собственно затык возникает, когда встает вопрос о внутреннем обмене / внутренней валюте, даже по боьшому счету - экономических отношениях между экипажами кораблей и персоналом станции. Мы продумывали несколько вариантов: с натуральным обменом, обменом "человекочасами", с зарплатой (тоже в иностранной валюте), которую руководство станции платит персоналу станции наравне с пилотами. Но. К примеру при последнем варианте, хоть он и кажется самым логичным на первый взгляд, возникает сильнейшее неравенство между экипажами кораблей и персоналом станции. Так как базовым набором благ обеспечены все, главным объектом экономического обмена становятся предметы роскоши и прочие ништяки извне, с планет и других станций. А доступ к ним имеют только экипажи. Получается, что в конечном счете вся находящаяся в свободном обращении валюта все равно будет уходить экипажам, и они получат неограниченные возможности для спекуляции, торговли привезенными извне ништяками, и вообще. Вопрос - как решило бы вопрос с экономикой и прочими мерами наше просветленное руководство станции, если б хотело максимально разрыв между экипажами и станционным персоналом сократить? *чувствую на себе все тяготы юного строителя коммунизма* ))
если запретить алкоголь как в армии, то и поступать будут как в армии -- будет куча мелких подпольных самогонщиков. и пить будут все, включая тормозную жидкость
в общем, схема "он до смерти работает. до полусмерти пьет "
2) кредиты. деньги физические ходить не будут, а вот карточка, с которой списывается сумма в счет зарплаты , будет основным средством расчетов. (аналогичная система была в издательстве, где я работала когда то. вечный долг конторе, аха ). это способ не дать сбежать работникам. кстати.
для покупок нелегальных нужен естественно кэш, а значит будет множество подпольных обналичивателей этих карточек.
Что касается армий - так в хороших армиях с таким делом хорошо борются, а тут эффективность борьбы крайне высока из-за ограниченности пространства. Это же как подводная лодка - негде там самогонный аппарат спрятать. Нелегальный алкоголь могут только экипажи кораблей провозить.
В "до полусмерти пьет" я просто не верю
Что касается денег - подумаю над этим вариантом. Но вопрос - что это за кредиты и чем они подкреплены? И опять же - как сравнять в возможностях с экипажами, мотающимися вовне?
Брат, кстати, подал идею, что поскольку у нас коммунизм, персонал станции мог в очередь на предметы роскоши вставать и руководство обязывало пилотом раз в Н времени привозить ништяков на станцию, лично выделяя под это деньги из бюджета
Теперь по вопросам: полностью за твой вариант по части алкоголя. Повальный алкоголизм к социальному добру не приведёт.
К примеру при последнем варианте, хоть он и кажется самым логичным на первый взгляд, возникает сильнейшее неравенство между экипажами кораблей и персоналом станции. Так как базовым набором благ обеспечены все, главным объектом экономического обмена становятся предметы роскоши и прочие ништяки извне, с планет и других станций. А доступ к ним имеют только экипажи. Получается, что в конечном счете вся находящаяся в свободном обращении валюта все равно будет уходить экипажам, и они получат неограниченные возможности для спекуляции, торговли привезенными извне ништяками, и вообще.
Что значит «вся валюта будет уходить экипажам»? А от экипажей она вся будет уходить на другие планеты или кудатотам, где они будут покупать ништяки. А с других планет она будет уходить куда-то ещё. И почему нет самых обыкновенных торговцев, которые будут продавать на станции завезённые оптом «ништяки»?
Этот момент можно изменить, но мне кажется что поскольку это у нас далекое будущее - очень многие работы на станции будут автоматизированы. Фактически там должно быть дофига приборов и роботов, и на каждый сектор - по смене человеков-техников, которые будут за этой радостью присматривать.
Опять же, если корабли у нас маленькие, то там вполне достаточно экипажа из трех-пяти человек, то есть сопоставимого с самолетом. А если большие, то народу там тоже, соответственно, будет больше.
но я говорю о крупной станции, где работает несколько тысяч человек минимум. а вобще и больше. иначе вся эта подпольная система наверное не сильно возможна, отслеживается на уровне прямых знакомств.
чем поддерживается кредит? а чем рубль поддерживается? совокупным доходом или ценностями станции, или как там. я не экономист
На станции царит просветленный коммунизм: всем ее жителям руководство обеспечивает питание, жилплощадь, базовый набор всяких благ типа персонального компьютера и средств связи.
Да и, кстати, не подходит ли всё описанное скорее под статью «базовой зарплаты»? Очень сомневаюсь, что работоспособных по возрасту и здоровью тунеядцев потерпят на этой станции.
Очень сомневаюсь, что работоспособных по возрасту и здоровью тунеядцев потерпят на этой станции.
Не потерпят, конечно. От каждого по способностям, каждому - по труду, и все такое =)
llsonya их там не несколько тысяч, сообщество достаточно небольшое и замкнутое. Потому мне и кажется сомнительным введение внутренней валюты или ее аналога (кредита) - нет реальной необходимости. В сущности единственная проблема которая там есть - это именно дисбаланс между персоналом станции и летчиками и способы обмена между ними.
Я не знал, что Гибсон пишет космическую фантастику. А у Желязны я читал в основном фэнтези и рассказы.
взаимоотношения зависят в первую очередь от того что ты пишешь -- ранних стругацких или .. ух ..даже не проведу аналогии, не знаю... сапковского в космосе
Но если мы даже введем кредиты - остается вопрос, чем они поддерживаются и как распределяются. См. ниже - что я про дисбаланс пишу:
Ишамаэль из Тени Схизматрица - это Стерлинг, а не Гибсон, если ты о ней.
Про дисбаланс. Смотри, все базовые потребности всех членах общества обеспечивает государство. На что им тратить деньги? На блага извне. На предметы роскоши, на "импортные" шмотки, редкие деликатесы, которыми на станции не кормят, крутые гаджеты, круче тех, которые тебе выдают здесь. Внутренний обмен на станции минимален, тут разве что действительно тете Маше за модную стрижку что-то предложить, или дяде Степе за тюнинг твоего коммуникатора. Но большая часть хотения все равно направлено вовне, на то, что ты не можешь получить на станции. А регулярный доступ к этим внешним ништякам имеют только экипажи кораблей.
Дисбаланс заключается в том, что станция не производит достаточно благ для равноценного обмена с мобильными экипажами кораблей. Разве что мы предположим, что экипажи все делают "по дружбе". Но ты представь, что ты живешь на полярной станции и все хорошее что ты можешь получить привозит твой друг-вертолетчик, причем его нужно каждый раз просить забежать на рынок / зайти на почту / итд, чтобы он что-то тебе привез сверх положенных жрачки и топлива. Даже если вертолетчик очень хороший парень, постоянно гонять его по твоим поручениям не есть гуд, за это хотя бы проставиться надо. И тут оп! выясняется что то чем ты можешь проставиться тоже должен будет привезти твой друг, а все остальное вам итак дают поровну =)
среди руководствасреди работников.все прямые контакты -- это фарцовка и , при отсутствии в обращении денег, натуральный обмен на интересующие инопланетников
спиздженныепредметы со станции. "я тебе подшивку плейбоя за 1917 год, а ты мне шланги для атомного реактора".Самой станции торговать вовне нечем, они ничего не производят.
Внутренняя торговля - по принципу как Соня пишет -- а потом закупленное перепродается в своих магазинах или распределяется с точки зрения руководства среди руководства среди работников. -- вот над этим можно подумать. Но слишком много нюансов. По-хорошему, руководство торговать с подчиненными вообще не должно. А вот распределять за заслуги - может.
Ну, вот и определились; астронавтам просто надо запретить что-либо ввозить, а предметы роскоши распределять «сверху»; хотя я представлял коммунизм как «всего вдоволь»; и не только потому, что всё есть, но и потому что представители общества разумно ограничивают себя. Но я тут обнаружил, что представлений о «коммунизме» — что пчёл в улье.
И совершенный оффтопик: угарный коротенький клип про Сефирота для тебя.
Со "свободными карго" они в абсолютно равных условиях. Тем же тоже нужно где-то швартоваться, где-то ремонтировать суда, покупать топливо, итыды. Если, скажем, техсервис и корабль принадлежат разным частным капиталам - то они еще и вынуждены получать ремонтные услуги с рыночной наценкой. А у наших ребят все свое, кроме, наверное, топлива.
К тому же станция у нас - независимое государство. И, скажем так, их законы, касающиеся грузоперевозок, сквозь пальцы смотрят на многие вещи, запрещенные на своих судах солидными державами.
Не вижу никакого равенства условий. Нашим тоже нужно швартоваться — в пункте получения груза, в пункте прибытия, и им это бесплатно не обойдётся, вероятно — если заказчик не является владельцем порта, во всяком случае. Ремонт им тоже может понадобиться где угодно. А расходы карго, каковы они ни были, не могут идти в сравнение с расходами на содержание станции — в каковые расходы в итоге входит и содержание корабля наших ребят.
В смысле, они перевозят оружие и наркотики, грубо говоря? Я думаю, их забанят.
Речь идет не о мелком ремонте в пути, а о плановом капитальном ремонте корабля. Опять же, речь не о временной швартовке в месте получения груза, а о длительной, дома "на базе". Закупки топлива дешевле обойдутся оптовику (у нас же целый флот), а не небольшой частной компании, какой может являться "свободные карго". Что касается больших частных компаний - им нужно либо содержать свои станции, либо платить за аренду доков, офисов, итыды. Дочертищщи денег.
В смысле, они перевозят оружие и наркотики, грубо говоря? Я думаю, их забанят.
Чтоб забанить, нужно поймать. Или хотя бы перекрыть им поставки. Но поскольку у нас ребята сами занимаются тем что у всех остальных зовется "контрабандой", то и поставщики их такого же плана. Их тоже нужно сначала поймать.
Что касается «забанить» — перестанут пускать в любые официальные порты, продавать-покупать по официальным каналам, просто преследовать; придётся вооружаться. В итоге получим натуральную пиратскую столицу.