наркомань и мимимишность(с)
Читаю я Пьера Бурдье, статью о "Поле литературы" (ибо курсовая надо мной висииииит!). В принципе, очень, очень умно пишет мэтр социологии, но в одном я с ним не согласна.
Бурдье выделяет в "литературном поле" два противоположных процесса - стремление к автономии и гетерономии. Стремление к автономии понимается в первую очередь как стремление избавиться от коммерции, творить "искусство ради искусства". Соответственно, в крайнем варианте этот процесс означает порицание успеха, понимаемого как попытку "угодить публике". Второй процесс, гетерономии, напротив означает соответсвие требованиям внешней среды.
Бурдье считает, что успешность и размер аудитории - самые точные показатели, позволяющие отнести автора к "автономному" или "гетерономному" кружку. Но! Вот вопрос, насколько обосновано в области искусства экономический тезис о том, что спрос рождает предложение? Иными словами - если автор пишет книгу и имеет огромный успех, значит ли эжто что автор сознательно/бессознательно "подстраивался" под требования аудитории - или аудитория сама была внутренне готова принять автора и его вещь??
Просто если принять тезис Бурдье в чистом виде, то выходит, что литературы-то делится не на "автономную" и "гетерономную", а на "плохую" и "хорошую"
)))) Иначе как объяснить, что "автономные" книжки никто не читает?
Ну или еще проще - никто не сомневается, что книга о законах перспективы и способах смешения красок будет сильно интересна художнику, и не сильно - продавщице; но причем тут "автономия" от коммерции?
Бурдье выделяет в "литературном поле" два противоположных процесса - стремление к автономии и гетерономии. Стремление к автономии понимается в первую очередь как стремление избавиться от коммерции, творить "искусство ради искусства". Соответственно, в крайнем варианте этот процесс означает порицание успеха, понимаемого как попытку "угодить публике". Второй процесс, гетерономии, напротив означает соответсвие требованиям внешней среды.
Бурдье считает, что успешность и размер аудитории - самые точные показатели, позволяющие отнести автора к "автономному" или "гетерономному" кружку. Но! Вот вопрос, насколько обосновано в области искусства экономический тезис о том, что спрос рождает предложение? Иными словами - если автор пишет книгу и имеет огромный успех, значит ли эжто что автор сознательно/бессознательно "подстраивался" под требования аудитории - или аудитория сама была внутренне готова принять автора и его вещь??
Просто если принять тезис Бурдье в чистом виде, то выходит, что литературы-то делится не на "автономную" и "гетерономную", а на "плохую" и "хорошую"

Ну или еще проще - никто не сомневается, что книга о законах перспективы и способах смешения красок будет сильно интересна художнику, и не сильно - продавщице; но причем тут "автономия" от коммерции?
Понимаешь?
Относительно интерпретации. "никто не читает" не означает "плохая" (помнится, я на форуме при поддержке Рианы накатала целый трактат на эту тему
Простейший пример. Для меня лично миллионные тиражи являются, скорее, отрицательным признаком. И я гораздо охотнее прочту книгу "не для всех", чем нечто уж очень сильно массовое. Безусловно, у меня имеется некий жизненный опыт, и он говорит мне, что такой подход не всегда правилен, что возводя этот принцип в степень я просто рискую пропустить что-то действительно хорошее. На основании этого опыта я корректирую свои действия по отношению к покупке и выбору книг. Но тем не менее тенденция у моего личного выбора именно такая.
При этом я буду скорее склонна считать, что выпускающаяся маленькими тиражами некоммерческая литература не для всех - это хорошая литература. Я такой человек, я категорически НЕ скажу, что те книги, у которых большие тиражи, напротив, плохие. Но мы с тобой знаем людей, которые пойдут в своих личных оценках и на такое.
Так что ... речь не о плохом-хорошем. Речь о классификационном признаке, повторяю. Примерно вот так.
Вот эти "анонимные ожидания и санкции рынка" меня и смущают. А если сидел себе какой-нибудь седеющий гений в глубинке, 90 лет сидел, и лежала у него там написанная еще в юности книжка... Потом наш гений взял да и подался в издательство чтобы правнукам хоть на колясочки заработать - а там шум, гам, коммерческий успех, любовь масс и всенародная слава...
В принципе, у Бурдье эта "автономия" и "гетерономия" приведены как идеальные типы, полюса, между которыми можно перемещаться; но все равно меня изначальный мотив смущает. По-моему, это все сродни вопросу, что раньше было - курица или яйцо?
Вообще, попробуй ввести в Яндекс "Поле литературы", она должна найтись точно.