Ну что, продолжим треп? На сей раз я буду мучать вас своими наблюдениями в области РПГ и литературы
Между написанием художественного текста и игрой (мастерением) в ролевой текстовой игре различий куда больше, чем сходства - но мне захотелось поговорить именно о последнем. Безусловно, у игры и писательства по сути разные цели, разные средства, разные особенности - но вот структурно они нередко оказываются похожи.
Особенно хорошо это заметно, если сравнивать между собой характерные типажи героев книги и персонажей РПГ. Вот к примеру - в среде ролевиков используется такой термин, как "персонаж-драйвер" (или "игрок-драйвер"). Драйверы - это "заводилы" сюжета, это такие персы, которые могут постоянно находится в движении, постоянно что-то творить невероятное, или, напротив, не делать практически ничего - но вокруг них в любом случае постоянно генерятся новые и новые сюжетные коллизии, образуются квесты, начинаются битвы, празднуются свадьбы, вершатся судьбы мира, впишите нужное... Думаю, суть ясна
Драйвера в игровом процессе можно сравнить с рекой в городе. Вот она есть - река. То в ней кто-то купается, то топится, то она течет, никого не трогая, то разливается и устраивает всеобщее веселье... Даже если ты не видишь реку - ты можешь видеть и чувствовать ее "последствия". Очень мокрых людей, людей с ведрами, людей, кушающих рыбку, разводы сырости на стенах, свежий ветер... А теперь представьте, что река - исчезла. Не высохла (засуха - случай особый), а именно исчезла. Как не было. Сразу целый пласт жизни города уйдет в прошлое, хотя пока река еще была - на нее не так часто обращали внимание.
читать дальше
Драйверы - необходимый элемент в каждой серьезной игре, потому что иначе она очень быстро дохнет, а мастерам приходится все вытягивать на себе, вводя все новые и новые повороты сюжета, плодя сущности всевозможных НПС (non-playing character, он же мастерский перс - вспомогательный персонаж, призванный направлять сюжет в нужное русло или делать какую-нибудь черную работу а-ля торговля снаряжением для героев) - что, как правило, не очень хорошо сказывается на общем игровом процессе.
Драйверы, к слову, отнюдь не всегда "хорошие" персонажи. Поганок и редисок среди них едва ли не больше половины %)) Мне вспоминается история Лорда Сильваолла - в золотые времена моей ролевой юности был такой персонаж в игре "Город в Междумирье" Это просто удивительно, как такой хороший, в общем-то, парень как Пол, мой давний товарищ, мог отыгрывать такого откровенного хама и напыщенного самодура, как этот Лорд %))) Моя персонажка его вообще откровенно ненавидела - как и половина Города в Междумирье. В конце концов Лорда убили - очень подло, зарезали, пока он раненый лежал в лазарете и не мог за себя постоять Некоторое время Город еще доигрывал историю - последствие его смерти. Гонял свиту Лорда, выпроваживал явившееся расследовать его смерть посольство, пытался разобраться с оскверненным святилищем друидов, где произошло убийство. А вот когда буря стихла... как минимум у меня создалось сильное впечатление, что с игрой что-то крупно не так. Ее интенсивность повсюду очень спала - тот шлейф из скандалов, квестов и мини-квестов, которые оставлял за собой Лорд Силь, рассеялся и исчез. Конечно, со временем его сменили другие драйверы, да их и всегда на Город приходилось несколько, но тем не менее... как-то стало грустно.
Теперь перейдем к литературе - кто мне кажется аналогом "драйвера" в книгах? Нет, это отнюдь не всегда - главный герой; ГГ сюжет на себе, как правило, "тянет" - например, идет из пункта А в пункт Б, ищет убийцу, решает сложную моральную задачу... При таком ГГ персонаж-драйвер - это элемент хаоса. От его поступков или не-поступков зависит то, как сложится судьба главного героя и всего повествования. Главный Антигерой, кстати, в классической раскладке очень часто драйвер - он посылает Герою всякие напасти и тем "двигает" сюжет.
Еще драйверами нередко являются персонажи-трикстеры. По крайней мере, насколько я понимаю образ трикстера %))) Трикстер это вообще - АрхиДрайвер, достаточно вспомнить Локи из скандинавской мифологии. Так, кстати, понятнее отличие драйвера от ГГ - ГГ в эпосе это в большей или меньшей степени "главные" боги и смертные герои, и всем им устраивает веселую жизнь одно-единственное божество-проказник.
В фантастике и фэнтези роль драйвера нередко играют или какие-нибудь друзья ГГ (или даже его/ее фамилиары - ручные животные-спутники), либо наоборот - подручный Главного Злодея. Замечали когда-нибудь, что у многих Гыроев в команде есть такой типсон или типесса, кто явно или неявно принимает все ключевые решения в компании и "пинает" героя в нужном направлении? Или наоборот - попадает во всякие истории, и его/ее приходится потом спасать.
Драйверы бывают явные и неявные, и очень часто только автор знает, кто именно у него "подсказывает" все новые витки развития сюжета. От себя добавлю, что с таким персонажем, даже если он очень второстепенный, очень приятноо работать - как в игре он берет на себя половину работы мастера, так и в тексте он очень сильно облегчает задачу автора. Главное - не давать ему расшалиться %) Особенно если таких персонажей в тексте несколько...